Публикации

«Творческая работа в ДОУ сегодня – инвестиция в завтра»

Выступление на педагогическом совете в 2019 году.

Современное образование находится на новом этапе развитии – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Сегодня, на этапе серьезных перемен, российское общество особенно нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых гражданах. Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика. Именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка, именно от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни.
В настоящее время в системе дошкольного образования наиболее актуальной темой становится «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование». Она проникает во все сферы детской деятельности – игру, непосредственно организованную деятельность, прогулку, культурно-гигиенические процедуры. Экспериментирование является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать.
В нашей группе созданы благоприятные условия для развития познавательной активности дошкольников. Предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям детей, а ее элементы — оборудование, дидактический материал – развитию ребенка (игры с прищепками, шнуровки, бизиборд, световой стол с песком) .
Бизиборд (от англ. busy board) получил популярный перевод “занимательная доска”. Бизиборд — это доска прямоугольной формы, на которой закреплены различные развивающие элементы, с которыми взаимодействует ребенок. Развитие мелкой моторики является одной из самых главных задач для этой игрушки, но это далеко не все. Что же ещё развивается у ребенка в ходе игры с этой занимательной доской:
• Логическое мышление: ключ должен открыть замок.
• Память: нужно запомнить как правильно вставить ключ в замок.
• Формирование правильных причинно-следственных связей: открыл замок — открылась дверь, нажал на кнопку — услышал звук и т.д
• Усидчивость, терпеливость и концентрация внимания: без должных усилий замок и дверь не открыть и не увидеть, что за дверью
• Безопасное изучение принципов работы предметов, с которыми предстоит столкнуться позднее в реальных бытовых условиях.
• Тактильные ощущения.
• Изучение формы геометрических фигур (если есть фигурки-вкладыши).
А также это развитие воображения, творческого мышления и просто хорошая тренировка маленькой, но уже пытливой смекалки-соображалки.
Групповое пространство разделено на доступные детям центры. В центре экспериментирования материал распределен по разделам: «Песок», «Вода», «Воздух», «Природный материал», «Звук» и т.д. Дети с большим удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, каждый день узнают что-то новое, делают новые открытия.
Игры с песком. В своей педагогической деятельности я использую метод песочной терапии. Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.
Из опыта работы известно, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение.
Цель моей работы: всестороннее развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. создать условия для развития творческой личности;
2. развить мелкую моторику кисти, зрительную память и образное представление предметов;
3. поднять эмоциональное настроение детей.
4. совершенствовать двигательные и коммуникативные навыки.
Актуальность данной проблемы заключается в укреплении здоровья ребёнка: снижении стресса и уровня нервно-психического напряжения, улучшении мыслительной деятельности, повышении остроты зрения глаза.
Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Через практические занятия с песком дети познают окружающий мир, укрепляют здоровье, общаются между собой, развиваются и получают умения, навыки и положительные эмоции.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности. Идет активное развитие личности ребенка.
Создавая условия для детского экспериментирования, педагог создает атмосферу, в которой каждый ребенок может найти себе дело по интересам и способностям.
Воспитательно-образовательная деятельность педагога направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование базовой культуры личности, всестороннее развитие личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.
Не маловажным фактором успешного развития ребёнка, как личности, является сотрудничество педагога с родителями. Установление взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью становления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно. На мой взгляд удачной моделью взаимодействия является модель «родители-ребенок-педагог».
Главным здесь должна стать атмосфера доверия, взаимопонимания, добра. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребёнка-дошкольника, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект взаимодействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семейная среда для ребёнка жизненно необходима, во многом определяющая путь развития его личности. Поэтому вовлечение родителей в орбиту педагогического процесса, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно для развития их особенного ребёнка. Только в этом случае возможно создание условий, в которых раскроется талант ребёнка, его способности, только тогда он сможет расти здоровым, умным, счастливым.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которых родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Творческие поделки становятся украшением групп и помещений детского сада, украшают музыкальный зал к праздникам и досугам, развлечениям. Родители нашей группы принимают активное участие в конкурсах ДОУ к осенним праздникам :«Во саду ли, в огороде», «Краски осени», «Ах, какая осень»; новогодним праздникам — «Символ года», «Новогодняя открытка», «Игрушки на ёлку»; весенним праздникам : «Пасхалинка», «Весна – красна». В рамках акции — «Птичья столовая» и т.д.
Детские работы являются не только украшением интерьера, но и служат зрительной информацией для других детей и взрослых (педагогов и родителей).
Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки и фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Создавая поделки из бросового материала, работая над созданием композиций, рисуя и вышивая вместе с ребенком, родители стали бережнее относится к работам своих детей. Возобновляются традиции домашних альбомов, «картинных галерей», в которых рисунки маленького художника с первых дней его знакомства с изобразительным материалом собираются и бережно хранятся в семье.
Так же одной из форм сотрудничества родителей и педагогов – это помощь в подготовке групповой комнаты к новому учебному году. В этом году родители нашей группы подошли творчески к оформлению стен группы , мебели, веранды.
Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, радует всю семью.


Скачать файл «Творческая работа в ДОУ сегодня – инвестиция в завтра»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *